Искусство любить (фрагменты) Э.Фромм

Эрих Фромм (1900-1980) — немецко-американский философ, социолог и психолог, утверждал, что любовь — критерий подлинности человеческого бытия, ответ на проблему человеческого существования.

Его классическая работа «Искусство любить» 1956г, несомненно, повлияла на последующие исследования этой темы

Взгляды Э.Фромма на любовь и ее значение в человеческой жизни составляют существенную часть разрабатывавшейся им «гуманистической этики», которая, по его формулировке, есть «прикладная наука «искусства жить», основанная на теоретической «науке о человеке». Таким образом, «искусство жить» у Э.Фромма включает в себя «искусство любить».
Утверждение, что любовь — это искусство, а не инстинкт и не дар свыше, выражает специфику взглядов Э.Фромма. Заблуждаются те, кто думают, будто любовь к нам приходит совершенно независимо от нас — как неподвластный нам инстинкт или как счастливый случай, как стечение внешних обстоятельств, подарившее нам любимого. Дело, прежде всего в том, умеем ли мы сами любить. Э.Фромм сравнивает способность любить со способностью, например, к рисованию: представим себе человека, который хотел бы замечательно рисовать, но вместо того, чтобы учиться этому делу, стал бы дожидаться счастливого случая, когда ему повстречается «достойный предмет», воображая, будто тогда он сразу станет рисовать великолепно. Все человеческие способности, умения должны вырабатываться, формироваться благодаря нашим усилиям и опыту; это в полной мере относится и к любви.
Знание в любви — это не банальная осведомленность о «параметрах» или биографии другого, а опыт «вживания» в потаенность души другого, сопереживания с ним.
Э.Фромм в разных работах обращался к теме любви. «Человек для себя»: «Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Это проявление близости между двумя человеческими существами при условии сохранения целостности каждым из них».
Э.Фромм в своих работах о любви выступает в большей мере не как психолог, занимающийся научным исследованием этого чувства, ее истоков, а как мыслитель, гуманист. Его гораздо больше заботит не природа этого чувства, а причины оказываемые обществом на развитие любви и том идеале, какой она могла бы быть. Он критикует складывающиеся культурные стереотипы любви под влиянием законов общества потребления, «жажде покупать».
Для своего времени работы Э.Фромма были передовыми, новаторскими. В качестве цели любви он выделяет по-существу одну причину «это путь преодоления отделенности людей друг от друга. Разобщенное существование невыносимо для человека, оно вводит и держит его в состоянии тревожности». Современные исследователи усомнились, что это единственная и наиболее значимая причина.
Биологи — эволюционисты считают, что любовь выполняет более приземленное значение, она способствует воспроизводству наиболее здорового, полноценного потомства. Тысячи лет назад в период жестоких условий выживания, дети выросшие в семье, где родители любили друг друга были более жизнеустойчивы, т.к. мужчина оказывал своей половой партнерше в период ее беременности и после родов особое внимание, обеспечивая защиту, пищу и воспитание потомства. Поэтому любовное чувство сформировалось и закрепилось как видовой признак.
А. Аугустинавичюте в своей работе «Дуальная природа человека» удалось не только дополнить идеи Э.Фроммом, но и объединить их с целями любви, высказанными не только биологами — эволюционистами, а и даже в мифе об андрогинах, который рассказывает Аристофан Сократу в диалоге Платона «Пир».
Эта объединяющая идея называется «психическое дополнение»: «Нет отдельной гармонической личности. Гармонична экзистенция человека, когда он имеет не только любящего, но и психически дополняющего партнера — дуала. Брак — право не только на сексуального партнера, но и на психическое дополнение и на продолжение своей личности в другом, на дуализацию психики». Это уже не простое «преодоление отделенности», а более «тонкая настройка» для соединения в наилучшую, гармоничную пару.
К тому же А. Аугустинавичюте удалось доработать теорию до конкретных, прикладных рекомендаций, с кем именно возможно «психическое дополнение», а с кем категорически не рекомендуется. Поэтому теория Э.Фромма в современной трактовке может выглядеть так: знание себя и другого, осознанный выбор и только потом «искусство любви».

Добавить комментарий