Эгоизм против эгоцентризма

Случается ли так, что прежде, чем растение создает стебель, на котором держатся его цветы и листья, оно попытается вырастить листья, чтобы притягивать с их помощью из воздуха элементы, необходимые для питания корней или цветения, в этих цветах и произвести семя?

Станет ли мудрый родитель пытаться обучать своего ребёнка по университетской программе, если мозг последнего пока не развит даже для усвоения начальных знаний?

И всё же многие стремятся к достижению целей таких же нереальных и неестественных, как те, что ставят перед собою подобные растение или упомянутый родитель.

Но если б даже эта цель была достигнута, мы все равно имели бы противоестественный результат. Причин тому есть много; и вот лишь две из них: отсутствие тех функций, с помощью которых извне притягивалось бы необходимое питание – физической или ментальной энергии, способной разорвать оболочку клетки или молекулы, чтобы сделать внутреннее внешним; и неспособность поддерживать достигнутые результаты, когда развитие нового семени или клетки происходит с нарушением Жизненного плана.

Даже если бы указанные недостатки удалось каким-то образом преодолеть, в результате всё равно появилось бы уродливое чудовище, аномальная вещь, не способная исполнить Жизненного предназначения. Нигде эта истина не проявляется с большей очевидностью, чем в чрезмерном развитии такого качества, как эгоцентризм, в характере современных мужчин и женщин. Источником его является эгоизм – индивидуальность (вопреки распространенному истолкованию этого слова); поскольку Эго – это духовное семя индивидуальности, сознания «АЗ ЕСМЬ».

Какое качество как Смирение имеет определённое сходство со стеблем или стволом дерева. Эта спокойная, ненавязчивая сила служит подлинной основой и опорой для прочих – более явных – качеств индивидуальности. Истинное смирение – абсолютно необходимое условие для духовного роста. Чрезмерное развитие эгоцентризма и, как следствие, недостаток смирения – самое обычное явление для нынешних предводителей толп. Минимум реального знания, немного бессистемного чтения, посещение определённых лекций и курс интеллектуальной гимнастики – вот и всё, что нужно, чтобы превратить закоренелого эгоиста в такого предводителя. Нормальное, сбалансированное развитие эгоизма и смирения способствует, при прочих равных условиях, формированию истинного лидера; но лидер такого плана, как правило, не склонен никому навязывать собственную кандидатуру. Если только его не призовут другие и если этот призыв не будет достаточно настойчив, он будет избегать всего, что могло бы поставить его впереди остальных. Он настолько остро осознает свои недостатки, что испытывает настоящие страдания, когда обстоятельства вынуждают его казаться старшим в глазах окружающих.

У эгоцентриста – не больше шансов открыть сокровищницу Истины и по достоинству оценить хранящиеся в ней сокровища, полагаясь на остроту собственного зрения, чем у цыплёнка – определить ценность бриллиантов, выставленных в витрине ювелирного магазина.

Горлопан, выступающий на углу  улицы перед толпою прохожих с обвинениями против всех властей, возможно, никогда не слышал ни о политэкономии, ни об истории народов, ни о циклических законах, ни тем более о неизбежных результатах действия закона Жизни. И причина его проблем, скорее всего, не во власти, а его собственной некомпетентности или праздности. Такой человек – типичный пример чрезмерного развитого эгоцентризма. Его кликушество вполне способно разъярить толпу. И тогда бОльшая масса людей, вместо того чтобы изыскивать какое  — нибудь средство, действительно способное излечить ментальную или моральную болезнь (если таковая в самом деле существует), бросается на поиски виновного и, следуя призыву своего самозваного лидера, выплёскивает свой гнев на человека, стоящего у власти, хотя он сам может быть точно такой же жертвой обстоятельств, окружающей среды и неправильных методов воспитания. Можно также привести пример, более приближённый к повседневной жизни. Эгоцентричный муж и отец семейства, неспособный произвести желаемое впечатление на своих коллег по работе, но убеждённый в том, что люди просто не понимают его и не могут оценить по достоинству из-за собственного невежества, превращает свой дом в пыточный застенок для жены и детей, деспотично обращаясь с ними, требуя принимать на веру все его слова, критикуя всё, что они говорят или делают, постоянно указывая на их неполноценность, а также предрекая всяческие несчастья, если они не будут уважать его и считаться с ним. Хотя для его домочадцев может быть совершенно очевидным, что на самом деле он гораздо хуже многих их знакомых, что он совершенно не умеет контролировать себя и что его представления о великих реальностях крайне скудны и примитивны. В итоге, несмотря на подлинную любовь к нему, в семье постепенно назревает чувство презрения к его ничтожности; на его приказы обращают всё меньше внимания; и вот, наконец, в умах домочадцев формируется отношение, близкое к ненависти, сопровождаемое желанием оказаться как можно дальше от него, чтобы уже никогда более не видеть его лица.

Эти аргументы и замечания, равно как и приведённые выше примеры, относятся не только к мужскому полу. Всё это равным образом справедливо также и в отношении женщин, что проявляется с каждым днём всё более явно, поскольку женщины – как бы плохо они ни были к этому подготовлены – вынуждены теперь внедряться в те сферы и занимать те посты, куда раньше имели доступ только мужчины. Некоторые качества, присущие преимущественно женщинам, делают женское руководство в семье или делах настоящим испытанием для тех, кто оказывается у них в подчинении. Имеется в виду прежде всего их мелочная ревность по отношению друг к другу – ту разновидность ревности, которая редко встречается у мужчин. Хотя ревность – это один из наиболее распространенных недостатков мужской природы, у них она обычно проявляется в гораздо более крупных масштабах. Однако всё это малосущественно. Всё, к чему это написано, кого хоть как то касаются эти слова, — они призывают развить в себе способность объективно оценивать свой характер. Не следует поддаваться негативным силам завышения или принижения своей самооценки, даже не попытавшись составить объективное представление о собственном местоположении на  шкале жизни. Но пока самодовольство и эгоистичная гордыня довлеют над качествами, необходимыми для вынесения беспристрастных и справедливых суждений, развитие упомянутой способности остаётся делом невозможным. Один из способов исправления этого недостатка – привычка искать великое и совершенное в отдельных, скромных, затерянных в лабиринте жизни людей и вещей.

Человек, будь то мужчина или женщина, который льстит вам, играет на вашем тщеславии, восхваляет вас несообразно вашим заслугам, — один из злейших врагов; поскольку – знаете вы об этом или нет – он усиливает естественный поток вашей гордыни и самомнения, наводняя этими качествами вашу низшую сущность.

Постарайтесь путём самоанализа взглянуть на себя честно и объективно, определить те качества, которые присущи вашей низшей сущности, и подчинить их себе. Разумеется,  делается это непросто и нескоро; но у вас впереди есть целая вечность на то, чтобы справиться с этой задачей. Поэтому пусть её сложность не отпугивает вас. Ведь если промедлить с началом её разрешения, даже вечность может оказаться слишком короткой.