Трансы у народов о. Бали

Когда я впервые побывала на о.Бали, помню первое предупреждение гида, -«не нужно повышать тон и кричать на местных жителей, их реакция будет — полное закрытие и вы ничего не добьётесь от них». Я тогда ещё подумала, зачем кричать или голос повышать, мы же на отдыхе!)) Через день ответ нашёл вопрошаемого)))).

Решили вкусно поужинать в центре Нуса Дуа, что нибудь из морепродуктов. Казалось бы, океан рядом, туристов огромное количество, почему ужинать только на Джимбаране)). Остановили такси (на тот момент английский в моей компании был не очень), объяснили всё на пальцах, жестах, сифудах и фишах, как могли и получили чёткое утвердительное «понятно!». Через 15 мин приехали в макдональдс! Давай снова объясняться, вообщем спустя минут 15-20 после сто первого «понятно», я непроизвольно повысила голос и четко произнесла на русском, что нужен ресторан или кафе с сифудом и рыбой. Пять минут ехали в тишине, остановились на оживлённой улице и вышли в надежде самим найти местечко с вкусной едой. Выходя из такси, я извинилась перед местным жителем за повышенный тон, расстались мы с улыбкой)
И вот читая книгу М.Эриксона наткнулась на повевствование о «Трансы у народа Бали»
«Когда Маргарет Мид, Джейн Белоу и Грегори Бейтсон отправились на Бали в 1937 году, они ставили себе целью исследование самогипноза в культуре Бали. Допустим балиец идёт на рынок. По пути он входит в состояние глубокого транса, делает покупки, возвращается домой и выходит из транса — или, продолжая оставаться в трансе, ходит в гости к соседу, который не находится в трансе. Самогипноз является частью их повседневной жизни. Мид, Бейтсон и Белоу изучали поведение балийцев и привезли оттуда фильм, чтобы я мог изучить его. Мид хотела знать, являются ли трансы в культуре Бали и трансы на Западе одним и тем же явлением. И вот, уже теперь студентка Люси приняла ориентацию тела, как это делают балийцы, сложила руки, пытаясь привстать на цыпочках и разотождествляя себя с телом. Это характерно для транса.
Эта история показывает, что обычные вещи, такие как покупки или визиты к соседям, можно делать, находясь в состоянии транса. Поведение не обязательно не должно быть необычным. В конце истории Эриксон сравнивает опыт трансов в культуре Бали с западным опытом, указывая на то, что движения тела психотерапевта (Люси), ориентирующие тело в пространстве в его кабинете сходны с теми, которые делают балийцы, входя в транс. Приводя этот пример Эриксон хочет довести до нас две мысли. Первая- транс есть нечто обыденное, испытываемое всеми нами. Вторая — транс есть экзотическое, чарующее переживание.»
И хочу добавить, что транс помимо всего сказанного имеет огромное оздоровительное воздействие на весь организм и тело человека. Повышение голоса, крики и разного рода негативные всплески могут нарушить внутреннюю гармонию окружающих, что непременно происходит с самим источником.